Яндекс Электро
Задача: Как установить миллионы зарядных станций на подземных паркингах по всей России, с учетом правовых и инфраструктурных ограничений, стоимости решения и целевого продукта для жителей?
Контекст: Нужно построить самую крупную сеть медленных зарядных станций в стране (РФ)
Кто Интересант на установку AC-станций ?
Законодатель (b2g)
Характеристика:
Государственные органы (Минэнерго, Минстрой, мэрии)

Мотивация:
  • Выполнение госпрограмм («Экология», «Энергоэффективность»).
  • Создание прецедентов для тиражирования.
Особенности:
  • Длительные циклы согласований (1–3 года), но крупные бюджеты
  • Требуют соответствия СП 506.1311500.2021 и ГОСТ Р 58095
  • Ключ: Участие в пилотах и нормативное лобби
Девелопер
Характеристика:
Крупные игроки (Capital Group, PIK)

Мотивация:
  • Повышение класса объектов (эко-стандарты BREEAM/LEED)
  • Привлечение арендаторов/покупателей с EV
Особенности:
  • Интеграция станций в проекты на этапе стройки (экономия 30–50%)
  • Готовы к долгосрочным контрактам на 50+ станций.
  • Ключ: Доказательство роста стоимости недвижимости на 5–7%
Застройщик
Характеристика:
Локальные компании, строящие 1–2 ЖК/бизнес-центр

Мотивация:
  • Конкурентное преимущество перед другими новостройками
  • Выполнение требований девелоперов-партнеров
Особенности:
  • Фокус на скорость и минимальную стоимость.
  • Часто нет резерва мощности – нужны решения с балансировкой
  • Ключ: Готовые «коробочные» решения под ключ
УК
Характеристика:
УК ЖК, ТЦ, офисных центров

Мотивация:
  • Дополнительный доход от аренды мест/зарядки
  • Снижение текучки арендаторов
Особенности:
  • Опасаются ответственности за безопасность и перегрузку сетей
  • Нужны гарантии обслуживания 24/7 и страхование рисков
  • Ключ: Модель с разделением доходов (70/30 в пользу УК)
Владелец (b2b)
Характеристика:
Частные собственники ТЦ, отелей, бизнес-центров

Мотивация:
  • Прямая монетизация (платная зарядка)
  • Увеличение среднего чека и лояльности клиентов (например, в ТЦ)
Особенности:
  • Требуют быстрой окупаемости (2–3 года)
  • Готовы инвестировать, но с детальным ROI-расчетом
Владелец (b2c)
Характеристика:
Владельцы квартир в ЖК с машиноместами

Мотивация:
  • Повышение стоимости парковочного места
  • Возможность иметь "пассивный доход"
Особенности:
  • Не готовы к сложным решениям: нужны простые договоры «все включено»
  • Важна стоимость: Низкий ценовой порог «под ключ» с рассрочкой
Ключевые СТОП-факторы
Для подземных паркингов
  • Отсутствие свободных мест
    Свободные машиноместа в подземных паркингах занимают <5%
  • Территории "для своих"
    80% подземных паркингов ЖК доступны только резидентам. Установка для «чужих» требует изменений в регламенте (голосование жильцов + перепланировка)
  • Бюрократический ад
    Согласование для 1 точки включает:
    ● ОСС (1-3 мес.)
    ● ТУ от Россетей (2 мес.)
    ● Проект по СП 506 (1 мес.)
    ● Приемка МЧС (1 мес.)
  • Инфраструктура
    В старых зданиях лимит мощности
    ≤ 5 кВт на машиноместо.
    Подключение 22 кВт-станции требует:
    ● Модернизации подстанции
    ● Согласия всех жильцов
  • Непрогнозируемый спрос
    Невозможно точно определить кол-во EV на парковке. Данные ГИБДД — общие по городу
  • Малое кол-во EV
    В РФ < 60 000 электромобилей . Даже в Москве плотность — 3-5 EV на 1000 машин
Решение: "Партнерская программа"
Парковочное место приносит доход, пока вы спите!
Владелец машиноместа устанавливает AC-станцию (7–22 кВт) от Яндекс Электро.
Мы подключаем станцию к облачной платформе, которая:
  • Автоматически продает заряд соседям/гостям паркинга
  • Управляет доступом, оплатой и техподдержкой
  • Переводит владельцу % выручки
Ключевые преимущества
  • Аналитика спроса
    • Партнеры лично заинтересованы в наличии спроса на ЭЗС, в связи с этим - еще до этапа подготовки документов гарантируют трафик EV
  • Нулевой CAPEX при экспансии
    • Механика: Партнеры (владельцы мест/девелоперы/УК) финансируют оборудование и монтаж
    • Экономия для Яндекса: До 500 000 руб. на точку
    • Эффект: Рост сети без нагрузки на баланс
  • Высокая скорость масштабирования
    • Локации: Партнеры предоставляют готовые точки в ЖК, ТЦ, офисах — минуя бюрократию (согласования с УК, ОСС, МЧС)
  • Снижение операционных рисков
    • Юр.ответственность → на партнера
    • Техобслуживание → на местных подрядчиков партнера
    • Коммунальные платежи → оплачивает партнер
Как это работает?
(на примере b2c)
Это Артём - владелец парковочного места
Он сдает свое парковочное место и мечтает стать настоящим бизнесменом, но на коммерческое помещение надо очень долго копить
На парковке у Артёма начинают появляться электромобили
Артём знает какие автомобили у соседей, ведь он сам пользуется паркингом и видит припаркованные ТС
Артём узнал о возможности из своей парковки сделать точку ЭЗС
Эта идея привлекла его, ведь он знает своих соседей и сколько электромобилей находится на парковке
Заходит на сайт Яндекс Электро и оформляет заявку
В заявке указывает адрес паркинга и ключевые данные, которые являются первичными критериями для проверки
За Артёмом закрепляется менеджер
Который высылает Артёму список необходимых согласований для запуска ЭЗС, а также примерно рассчитывает его будущий доход
Артём начинает собирать все необходимые документы и согласования
Это тяжелый путь и надо много инстанций пройти, но это дорога до своего бизнеса!
Все документы готовы!
Артём подготовил все документы и получил все необходимые разрешения
Договор с Артёмом
Артём оплачивает станцию ЭЗС, ее установку и подписывает договор о сотрудничестве с Яндекс Электро.

Теперь Артём - бизнесмен!
3 вектора масштабирования
Собственные точки
(Яндекс арендует/покупает места)
  • Максимальная маржа (70-80% после окупаемости CAPEX)
  • Самостоятельная утилизация станции (в случае необходимости)

Недостатки:

  • Высокие расходы (аренда места + станция: 400-600 тыс. руб./точку)
  • Долгая окупаемость (5-10 лет).

Идеально для: Хабов (аэропорты, ТЦ «Мега») — где важен премиум-опыт

B2C-партнеры
(владельцы машиномест)
  • Скорость роста: 100+ точек/ежемесячно (партнер предоставляет место бесплатно)
  • Снижение CAPEX: Станция может быть активом Яндекса (амортизация 5 лет), а не является подарком партнеру
  • Лояльность: Партнер получает % выручки
  • Контроль: Яндекс удаленно управляет станцией
B2B-партнеры
(Девелоперы/УК/сети ТЦ)
  • Массовый охват: Установка 50+ станций за один договор (например, во всех ЖК «ПИК»)
  • Прямая экономия: Партнер оплачивает электроэнергию и техобслуживание
  • Брендирование станций под партнера

"Собственные точки"

Интересант - Яндекс, желающий повысить узнаваемость бренда в категории "Зарядной Инфраструктуры", что повлияет на CR в партнерские взаимодействия

Приоритет: ТЦ / ТРЦ

Рабочая группа для сегмента “собственных зарядок” - (Маркетолог 100%, PM 100%, Б-Аналитик Юрист, Бухгалтер)

1 PM - 30 договоров/мес - завершенных 100-120 договоров/ год. 300-400 точек ЭЗС/год

  • Высокий автомобильный поток
    В виду низкой % доли EV - необходимо демонстрировать развитие зарядной инфраструктуры автомобилистам с ДВС, в среднесрочной перспективе влияет на увеличение продаж EV
  • Возможность оставить автомобиль "от 2 часов"
    Помимо того, что потребители должны видеть наличие зарядной инфраструктуры, также им важно видеть, что она массово используется. (говорит о легкости эксплуатации EV)

Пример точек (ТЦ/ТРЦ)


"b2c-партнеры"

Интересант - владелец места, желающий повысить эффективность утилизации имущества

Приоритет: Владельцы парковок

Рабочая группа для сегмента “b2c” - (Маркетолог 100%, PM 100%, Б-Аналитик, Юрист, Бухгалтер)

1 PM - 90 договоров/мес - завершенных 250-300 договоров за год. 300-350 точек ЭЗС


"b2b-партнеры"

Здесь заинтересован больше b2b-партнер, он сам финансирует всю реализацию (также его выручка имеет бОльший %)

Приоритет: небольшие БЦ, небольшие ТЦ/ТРЦ, Отели ,УК, Девелоперы / ЖК

Рабочая группа для сегмента “собственных зарядок” - (2 Маркетолог 100%, 2 PM 100%, Б-Аналитик Юрист, Бухгалтер)

1 PM - 60 договоров/мес - завершенных 200-240 договоров/год. 500-600 точек ЭЗС/год


"Доп.данные"

Берем макро-данные по городам (2 таблицы):

№1 Все типы зданий в которых предусмотрены подземные паркинги

№2 топ-городов РФ по наличию EV, кол-во подземных паркингов в них, сплит паркингов по типам/категорям зданий


Так формируем верхнюю часть воронки

Проверяем места
Отсеиваем на втором этапе воронки, получив места с возможностью реализации ЭЗС
ФОрмируем логику масштабирования сети на региональном и федеральном уровнях
  • Этап №1 - Крупные города по наличию EV (топ 10)
  • Этап №2 - Населенные пункты между крупными городами (из ТОП-10) с максимальной дистанцией друг от друга <300км
  • Этап №3 Масштабировать сеть AC после покрытия трасс DC - станциями
Made on
Tilda